Джанаев Слава На улице Владикавказа
камень с картой звездного неба
генерал Тебиев Тебиев Эльбрус

Северо-Кавказский федеральный округ Осетия-Алания-Скифия

В поисках единой религии предков



Как-то раз за 15 лет понадобилось свидетельство о рождении. Я долго его искал и нашел в дальней кладовке в старом потертом кожаном портфеле.
И аналогично: долгие годы я искал в литературе и на яву истоки родных русских традиций, обычаев, религии и нашел далеко от родины в глухих горных ущельях Кавказа. Там древний народ – осетины-аланы-скифы-арии бережно сохранили традиции, которые были нашими общими.

Перед новым годом, используя многочисленные выходные дни, я из Москвы поехал во Владикавказ. Там, в поисках информации, встречался с учеными историками, лингвистами, этнографами. Все разговоры сошлись на следующем.

Вот, например, некоторые общие слова в современном осетинском и в русском и древне славянском языках:
Аз (я) – Аз (я)
Алан (прекрасный) – Алый
Бугай – бык
Бур (желтый) - бурый
Гарна (печь для обжига) – горн
Дон (река, вода) - Дон, Дунай, Днепр
Мад – мать
Мыд – мед
Мыдваед – медведь
Мыс (думать) – мысль
Табу - табу
Уастырджи (божественный дух, великая весть) – Восторг
Хатæн (отделение, комната) – Хата.
Хор (солнце)– Хорос (бог солнца, хорошо)

У осетин, древних алан и древних славян такое представление о боге. Бог всевышний, всемогущий, единый. Он имеет три составляющие:

1. Божественный дух, божественная мысль, весть Уастырджи соответствует древнеславянской прави. Их носители у разных индоевропейских народах называются почти одинаково: асы, асилки, асуры, ахуры.

2. Небесные силы, силы Земли, материальные энергии дауаги – явь. Их представляют духи, дэвы, дивы.

3. Энергии разрушения, времени, старения, смерти – уайуги, уаиги, вайу – навь. Олицетворяются как: вий, вьюга.

Весь мир расположен в трех уровнях: верхний, средний и нижний. Символом мира является дерево или гора Меру, камень Майрам.

На третий день из Владикавказа друзья повезли меня в Фиагдон. После узкого туманного ущелья там круглая солнечная долина.
31 декабря вышел утром «куда глаза глядят». Туман, и вдруг луч света прорвал мглу и осветил древнюю каменную сторожевую башню! И она засияла золотом на фоне черной скалы. Из облака вышла гора со снежным ребром.
С горы Кариухох прилетел белоголовый орел и стал кружить надо мной, потом пара. Пока я их фотографировал, слетелись еще три пары.
А на вершине горы Кариухох собирались святые, и там, на закате солнца у них происходило совещание.

Другая гора Тыбаухох помогает от болезней. Особая энергия создается и концентрируется горой и человек, попавший в ее излучение – выздоравливает.

Кругом разнообразные горы. Одни круглые, кудрявые от деревьев, другие бархатные от травы, узорчатые от кустарника. Скалистые, снежные вершины сияют от солнца и перекрываются полосами тумана. И вдруг над горой в облаке начала проявляться еще более высокая гора, в том месте, где должно быть небо. Я схватился за фотоаппарат, но гора исчезла. Сказка, видение, призрак! Прошло несколько минут и видение повторилось. Сочетание эфемерного, мерцающего и материального, громоздкого дает поразительный эффект и ты понимаешь, что жизнь и состоит из мимолетных кратких явлений. Выглянул круглоголовый Казбек. На склоне я ощутил необыкновенный восторг, почувствовал прикосновение Уастырджи. Фарн (божья благодать) спустился ко мне. Душа запела, и я вслух запел. Вот это праздник – новый год! Самый лучший в жизни!
Стемнело, вернулся в квартиру. Включил телек, а там салют, фейверк, бижутерия – все искусственно, надумано, с косметикой и даже пошло.
От сюда, с вершин духовности, традиций, обрядов так четко видна пропасть, на дне которой наше телевидение.

Далее, по нашему плану, собрались в Южную Осетию. Но на посту в с. Бурон нам сказали, что на перевале прошел сильный снегопад, существует опасность схода лавин. Транспорт не пропускали. И мы решили поехать в Цей, который то же был в планах.
Следующие пять дней провел в Цейском ущелье, на турбазе «Осетия», где в 1978 году выступал Высоцкий. В день приезда, хоть и было время, не пошел на главное святилища Аланов – Реком. А направился на следующий день утром, когда солнце осветило вершины, и свежий снег запорошил тропинку. Я хотел придти туда первым. Сам процесс восхождения по тропе – уже ритуал. Идешь тяжело с остановками и естественными поклонами. Тропа проходит между гигантскими чинарами, соснами, березами. Есть даже одна скрученная яблоня. И вот среди густого леса показались свежие ярко желтые бревна святилища. Правильно говорится: лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Я о Рекоме много читал, слушал рассказ самого Славы Джанаева, который возглавил реставрацию памятника. Тут я убедился, как на самом деле трудно было восстанавливать Реком. По объему это как большой жилой дом, причем в скалистом ущелье на высоте 1800 м.
Напился живительной водой из родника, впитавшей энергию стихии Земля, умылся снегом, в котором чувствовалась энергия стихии Воздуха, а Дерево и Огонь были чуть позже в камине.
После я еще два раза приходил к Рекому, чтобы получился астральный пространственно временной треугольник.

С автором книги «Религиозное мировоззрение в Нартовском эпосе» Даурбеком Борисовичем Макеевым и его друзьями поехали в древнейшее село Осетии Верхний Мизур. Позвали двух старейшин и поднялись на их родовое святое место. Кругом сигнальные, сторожевые и оборонительные башни, склепы. Внизу по Ардонскому ущелью проходил Шелковый путь, войны, военно-осетинская дорога, а тут, за скалами скрытое место, ровная поляна, выше под вершиной прижался святой сосновый лес. В центре стоит камень, символизирующий гору Меру, из которого по легенде родился Митра-Сослан. К этому камню подносят и прикладывают младенца, чтобы он впитал силу и энергию Земли. А еще присутствие здесь дает энергию неба и огня-солнца. Человек получает заряд от всех мировых стихий.
Здесь солнце светит 300 дней в году, а влаги хватает от многочисленных родников, что благоприятно для сельского хозяйства. Долину окружают восемь вершин с вечными снегами, образуя космическую мандалу, в центр которой мы пришли, оставив джипы чуть ниже.
У святого места стоит длинный стол и скамейки. Старейшины провели куывд – священную молитву. И пустили по кругу деревянный сосуд – Чашу Грааля с домашним пивом. Было произнесено много тостов. С осетинского языка слово тост (куывд) переводится как молитва. Осетины не просто пьют - они молятся.

В Скифии-Алании-Осетии я напитался тем же духом, который вдохновлял Пушкина, Лермонтова, Л.Н.Толстого, Булгакова, Высоцкого, Визбора...
Набрал много материала для фотовыставки и для статьи! Нашел корни древней индоевропейской религии! Как из одного ростка вырастает ветвистое дерево, так и из одного индоевропейского народа с единой культурой, традициями, обычаями, религией постепенно образовались десятки народов, национальностей, религий. И они, к сожалению, все дальше и дальше отдаляются друг от друга. Но нам главное не забывать, что исток один!

На цейских склонах покатался на горных лыжах! В прокате достались старые лыжи, но утешала мысль, что на них еще сам Визбор катался. Здесь в 1984 году он написал:

Этот в белых снегах
Горнолыжный лицей -
Панацея от наших несчастий.
Мы не верим словам,
Но в альплагере «Цей»
Все мы счастливы были отчасти.




Фото:
Слава Джанаев: художник, реставратор. Он восстановил Реком;
Борис Бзыков водитель (с тыквой);
Генерал-майор Тебиев Асламбек Георгиевич (1855-1940) и его потомок Эльбрус Тебиев;
Эльбрус Тебиев у телеги;
Таймураз Александрович Цопанов 83 года – старейшина села Горный Дзуарикау (с курицей);
Ашахмат Кудзиев (с рогом);
Заур Кудзиев занимается в ансамбле танца «Маленький джигит»;
Старейшина села Верхний Мизур Буцки с ритуальной чашей;
Куывд – священная молитва алан;
Ян инь по кавказки
и др. всего 25 шт.
Сайт управляется системой uCoz